Курс НБ на 27.04.2018 $68,6425 €83,5448

Богатырские игры кыргызов

ДКО-III
13 - Апрель 2018
www.erkintoo.kg
29
(Илебаев Арстанбек Касенович, Институт истории НАН КР).
 
Среди разнообразных должностей и титулов в кыргызском обществе до советского периода: каганы, тарканы, буйруки, тутуки, беки, старейшины и др. особняком стоит титул - баатыр. Этим титулом народ награждал своих преданных и достойных  сынов, которые в тяжёлые времена могли встать на защиту своего Отечества. Одним из факторов формирования и становления таких личностей, мы считаем, следует искать в его играх и забавах.
У кыргызов с древнейших времён существовали игры и забавы, которые воспитывали силу, мужество, сноровку и благородность. В данной статье мы хотели остановиться на некоторых из них.
Балбан кърёш (богатырская борьба) имеет древние исторические корни. В разнообразных вариантах встречается почти у всех народов мира. Известно, что борьба одной из первых вошла в программу Олимпийских игр, 5 счёту, после бега, По крайней мере, дата 776 г. до н.э. высечена на каменной плите из мрамора, повествующая об олимпийской победе в состязании по бегу повара Короибоса. Устройство жизни в то время предполагало развитие не только ремесел и естествознания, но и требовало постоянную атлетическую подготовку всего населения. Начались Олимпийские игры с состязаний по бегу на короткие дистанции. Примерно 50 лет бег на расстояние от 175 до 192,27 м. оставался единственным соревнованием в Играх. Постепенно в программу были добавлены такие виды спорта: бег в военном снаряжении, скачки, кулачный бой, пятиборье, борьба, бег на различные расстояния.
 
 ещё до н.э. в период её становления. В Кыргызстане издревле были распространены два вида борьбы. Поясная борьба без захвата ног, аналог современной греко-римской борьбы и поясная борьба с захватом ног, аналог современной вольной борьбы. В историческом аспекте, кыргызский кърёш по своим правилам и ходу поединка близок к состязаниям тюрко-монгольских народов. Исполнение танцев перед началом схватки в кыргызской борьбе не зафиксировано. Есть многочисленные его упоминания в эпосе «Манас».
«Балбандын киймин кийинип,              «Одежду борцовскую надел,
Бабасына сыйынып,                                    Воззвав к духам предков своих,
Байтъгёл басып барганы,                         Бай Тугёл подошёл,
Барган жерден бул экёё                           Как только подошёл, оба они,
Багалектен кармады                                  Снизу штанины ухватив
Кърёштъ экёё салганы»                        Начали борьбу».
Этот вид состязаний проводился на крупных тоях или ашах. Участники соревнования обычно представляли свой род, племя, аил, а затем уже себя, как баатыра-борца. На середину круга в сопровождении даекчи-глашатая выходили участники поединка. Они надевали кожаные штаны кандагай, заправленные в мягкие сапоги без каблуков – ичиги, подпоясывались ремнём из мягкой ткани или кожи, шириной до 5 см, который был очень удобен для захвата и проведения приёмов. Верхняя половина тела оставалась обнажённой. Воздев руки к небесам к Теьир Тоо и Умай эне, обращаясь к родственникам за благославлением, борцы выходили на поединок. В разных регионах существовали разные способы борьбы, применялись различные приёмы: чалма – подножка, торгой чалма – подножка жаворонка или обвив, тегеретме – скручивание, жамбаш – бедро, кол толгоо – выкручивание рук, кый събёдён алма – болевой захват за ложные рёбра, буттан алма – захват за ноги, за штанины. Схватка велась без ограничения времени до полной победы. Весовых категорий не существовало. После объявления жарчы – глашатая, который приветствовал и объявлял борцов, а также рассказывал, с кем из знаменитых борцов встречались участники, какие имеют заслуги, какой род, племя, аил представляют, какие знаменитые люди были и есть в этом роду, под сопровождение даекчи – секунданта и ассистента, борец выходил на арену состязаний. По команде калыс киши (судьи) борцы выходили на середину и приветствовали друг друга. Судья давал им возможность взяться двумя руками за пояс. От этого движения зависело многое, неудачный захват мог привести к поражению. Это был силовой вид единоборства: от крепости спины, силы рук, устойчивости и подвижности борца зависела победа. Борющиеся должны были поднять своего соперника и бросить его на землю, чтобы он упал на любую часть своего тела, кроме ног, тогда ему засчитывалась победа. После окончания поединка победитель должен был протянуть руку побеждённому и помочь ему встать. Если противостояние родов или аила было сильным (хотели спровацировать дальнейшие распри или даже войну), победитель перешагивал через голову побеждённого соперника (баштан аттады), чем наносил тяжёлое оскорбление роду, аилу и борцу, которые немедленно объявляли войну или устраивали барымтуу – на виду у всех угоняли табуны лошадей. Есть сведения, что в этих соревнованиях успешно участвовали борцы 50 лет и старше. Существовал обряд балбан кётёръъ, когда участники поединка поочерёдно приподнимают друг друга в знак уважения. Затем победитель, воздев руки к небесам, выкрикивая ураан – боевой клич своего рода, обходил зрителей, болельщики поднимали его на руки и, так же выкрикивая ураан, несли в свой лагерь. Изучение кыргызской поясной борьбы имеет не маловажное научно-практическое значение. В настоящее время кърёш явяляется национальным видом спорта. С 1971 г. включён в реестр Единой спортивной классификации, разработаны единые правила, за основу взят кыргыз кърёш, где разрешены зацепы ног. В республике существуют два вида борьбы ферганская борьба (больше известно как лейлекская борьба и распространена в южных регионах республики) и кыргыз кърёш (распространена в северных регионах республики).             
                Существовали богатырские игры и развлечения на конях.
                Жылаьач чабыш – проводился только на крупных поминках – аш, или больших тоях. После представления жарчы, на арену в сопровождении даекчи и под возгласы зрителей выезжали двое мужчин, они представляли своё племя, род, аил, а потом уже себя как личность, как спортсмена и батыра. Одеты в кожаные штаны кандагай, сапоги из толстой кожи, головы перевязаны платками красного или белого цвета. Это был очень жестокий и мужественный вид единоборства. У каждого в руках было по камчы, туго сплетенной из сыромятных кожаных ремней, другую держали, заткнув за луку седла, или в зубах. Эти нагайки специально готовились для эр чабыш. Бывали и хитрости, когда вовнутрь плетённой камчы вставлялся гибкий, металлический штырь или конец камчы заправлялся свинцом. Кроме того, ещё две или три нагайки наготове держали даекчи (секунданты), готовые в любое время подать их. В снаряжение лошади входили кош басмайыл (двойная подпруга) и бёктёргё (притороченная поклажа). Сбруя была лёгкой и прочной. Кони подбирались под стать наездника – чыгын ат они были тяжёлые, но при этом подвижные и выносливые. Первые же удары камчой как ножом полосовали голое тело, и нужно было обладать необыкновенной выносливостью чтобы, истекая кровью и не обращая внимания на боль, продолжать поединок. Наиболее опытные борцы старались наносить удары в чувствительные места: в руку выше локтя; чтобы парализовать действия соперника – в запястье, старались рукояткой плети попасть в шейное сухожилие, в коленную чашечку или в щиколотку. Победителем считался тот, кто смог обратить в бегство своего соперника или свалить его вместе с конём. Тот, кто покидал поле боя, соскакивал с коня или падал вместе с ним,  считался проигравшим. Победитель награждался ценными подарками, пользовался заслуженным уважением, его имя передавалось из уст в уста. В настоящее время этот вид состязаний не проводится.
                Оодарыш – это состязание причисляется к традиционным видам народных развлечений, имеет глубокие исторические корни, в древности носил военно-прикладной характер. Имеются многочисленные упоминания в эпосе «Манас».
«Эки журттан эки адам                              «Чтобы два человека от двух племён
Эьишип оюн салса – деп–,       Начали состязания по стаскиванию с коня,
Эркеги жеьин алса – деп– ,     Чтобы настоящий мужчина победил,
Артында калган адамга,                            Чтобы для остальных людей,
Ашка келген ар жанга                Для каждого приехавшего на поминки,
Ългъъ болуп калсын – деп». Чтобы остался (такой) пример».
                Состязания по оодарыш проходили на аш (поминки) и той (празднества), между забегами лошадей. Оодарыш требовал от участников большой силы и ловкости, а также умелого управления конём. Цель состязания – стащить или свалить своего противника с лошади, чтобы он какой-то частью тела коснулся земли, при этом особым успехом у публики пользовался приём, когда участник состязания вытаскивал соперника из седла и сажал его поперёк на холку своего коня, либо пытался свалить его вместе с конём. В начале схватки на арену выезжал жарчы с комузом в руках и в импровизированной форме представлял участников соревнования, из какого рода, племени, представлял знаменитых и известных людей этого рода, перечислял победы борца, его достоинства, на каких знаменитых скачках участвовал, с кем встречался, сколько имеет побед. Также в импровизированной форме напоминал правила соревнований. После представления под звуки военного марша выезжали сами участники, одетые в кожаные штаны кандагай или жаргак шым, на ногах сапоги ётък, также из кожи, верхняя часть тела оставалось голой. На голове завязывался платок узлом на затылке, в зубах камчы. Штанины кандагай опускались поверх голенищ сапог и плотно завязывались в нижней части кожаным ремешком канжыга (тороки). В зимнее время на тело поверх нательного белья одевался короткий чепкен, сшитый из плотной материи, сотканной из верблюжьей шерсти, который имел узкие короткие рукава чуть ниже локтя и ворот, зашитый вовнутрь. Иногда штаны и чепкен шили из кожи горного козла. Полы чепкена закручивались вокруг повода, сделанного из толстого волосяного аркана – чылбыр и заправлялись в штаны, которые закреплялись на поясе с помощью кожаного ремня – бугу ычкыр – гашник, сделанный из кожи оленя. На голову одевался топу – во время тоев (праздников), и завязывался платок – во время аш (поминок). Иногда полы чепкена в штаны не заправлялись, тогда они были выше колен, его подпоясывали кур (ремень) сделанной из кожи или шерсти, за которую удобно было браться во время поединка. Особо подбирался конь борца. Для этого использовались тяжеловесные лошади – чыган ат, чувствовавшие седока и накал борьбы. Использовалось обычное – кокон ээр или широкое седло кушбаш ээр, обеспечивающее прочную посадку и не сковывающее движения, оно было обтянуто выделанной верблюжьей кожей, седельный коврик не применялся. Седло закреплялось двойной подпругой – кош басмайыл, которые располагались одна над другой и крепились в средней части ленчика седла, сзади к луке седла приторачивалась бёктёргё – поклажа, за которую во время борьбы участник цеплялся ногами; ее делали из свёрнутого в рулон конского потника и седельного коврика, иногда применялся рулон выделанной коровьей кожи. Сбруя использовалась облегчённого типа, в полном комплекте. Чёлка коня заплеталась, хвост в средней части завязывался узлом. Иногда под седло клали шалча – (тонкая попона), без войлочной подкладки. Правила не отличались особой строгостью, но существовали определённые разрешённые и запрещённые приёмы. Разрешалось хвататься за штаны, браться за голову, шею, упираться в корпус коня или ленчик его седла. Особо умелые, не отпуская поводья своего коня, что считалось нарушением, пересаживались на коня соперника и уже оттуда пытались его свалить. Также можно было захватывать руки соперника двумя руками, с выкручиванием суставов, захватывать ноги, рёбра. Одним из эффектных приёмов был такой, когда борец, захватив руку соперника, прижимал её к луке седла и, пришпорив коня силой его движения, выдёргивал соперника из седла. Некоторые борцы выбивали стремена из-под ног соперника. Запрещалось бить коня соперника, наносить удары. Нельзя было хвататься за волосы, уши, за сбрую, седло и шею коня как своего, так и соперника, дёргать нагайку, зажатую в зубах, менять коня, смазывать тело жиром. В борьбе больше использовалась сила рук и ног. За пассивное поведение засчитывалось поражение. Особым позором считалось, когда соперник покидал поле схватки, его называли «чок байтал» (кобыла со стриженой холкой). Борьба на лошадях была одним из массовых видов спорта кыргызов, что, отчасти, было обусловлено его простотой и доступностью. Посмотреть оодарыш собиралось очень много народа. Образуя круг диаметром до 70 м, они располагались в 4 яруса: первые сидели на земле, вторые стояли, третьи сидели на своих лошадях и четвёртые вставали на спину своих лошадей. Схватки длились иногда до 2 часов. Тот, кто выигрывал, выкрикивая Уран – боевой клич своего рода – объезжал зрителей, получал свой приз у даекчи и в сопровождении своего секунданта покидал арену схваток. С 1952 года оодарыш включён в Программу национальных видов единоборств. Проводится на ровной местности или ипподроме. Диаметр круга составляет 30 м. Соревнования проводятся в 3 весовых категориях. Первая весовая категория до 70 кг. Вторая – до 90 кг и третья – свыше 90 кг. Схватка длится 8 минут. Разрешается хватать за руки, ноги с целью вытащить из стремени. Участниками соревнований могут быть мужчины старше 19 лет, в особых случаях по разрешению врача допускаются участники 18 лет. За чистую победу даются 3 очка, за проигрыш 1 очко. Разыгрываются личные, лично-командные и командные соревнования.
                Эр сайыш – поединок всадников на пиках, является одним из древнейших развлечений кыргызского народа. Исторические корни эр сайыш связывают с религиозными верованиями. Эти состязания проводились лишь на очень крупных торжествах или на поминках очень знатных и богатых людей и входили в число игр, которые составляли гвоздь программы. Поединок проходил на ровной местности размерами 100–1000 м, вокруг собирались зрители. Цель данных состязаний – выбить седока из седла. В древние времена это был обряд проливания крови на поминках. Участники поединка на пиках обладали огромным мужеством и отвагой. В первоначальном варианте в поединках применялись железные наконечники копий, в XVII-XIX вв. вместо железных наконечников стали применять деревянные, в конце XIX в. применялись ломающиеся деревянные копья, но, несмотря на это, в большинстве случаев поединки заканчивались смертельным исходом, не помогали всевозможные защитные доспехи – зоот. Из-за этого поединки на пиках были запрещены. Длина копья составляла 3,5 саженей (1саржан – 2 м 13 см.), т.е. около 7 м, толщина была не менее оглобли, примерно 10-12 см. Особое внимание уделялось одежде и доспехам участников. Поверх нательного белья надевались две пары штанов – кандагай или жаргак шым, сшитые из кожи горного козла архара, их туго завязывали на поясе кожаными, сыромятными ремнями. Надевалась жилетка – стёганная на вате куртка с рукавами, поверх этого одевался зоот – кожаные латы, сшитые из толстой коровьей кожи – кызыл булгары, которые закрывали грудь и спину. Зоот шнуровками завязывался на спине. Поверх зоота одевался кементай – войлочный стёганый халат с короткими рукавами на вате, к которому примешивался озёрный или речной песок. Кементай имел короткие полы, чуть выше колена, и стоячий воротник, достигавший нижних конечностей ушей, спереди он сшивался из трёх слоёв войлока. Поверх кементая одевался халат из ситца с разнообразными цветами, чтобы различать всадников. На голову одевали тебетей, который имел тесёмки, завязывающиеся под подбородком. Во время поминок повязывали платок, завязав спереди на лбу. На ногах кожаные сапоги, поверх которых опускались штанины. Руки оставались открытыми. В некоторых случаях особо отчаяные сайишисты выходили на поединок по пояс оголёные. Очень тщательно подбиралась лошадь для всадника. Каждый участник состязания выходил на своих испытанных лошадях, которые были тяжеловесными, быстроходными и выносливыми – балбан ат или жоон ат. Тщательно подгонялось снаряжение лошади. На спину клали большой потник из толстой выделанной кожи с тонким подпотником – ичмеком. На потник клали попону из тонкой материи – шалча или ат жабуу, затем одевали седло – кушбаш ээр или калмак ээр, которое закреплялось с помощью трёх подпруг – басмайыл. Две подпруги проходили под брюхом, ближе к передним ногам, третья – олоь (задняя подпруга) или чап олоь – ближе к задним ногам, которую прикрепляли к задней части ленчика седла. Уздечка – жъгён, подхвостник – куюшкан и нагрудник – кёмёлдърък были повышенной прочности. Обязательным атрибутом снаряжения была притороченная поклажа – бёктёргё, чтобы всадник в случае необходимости мог опереться на нее, в критические моменты это делало посадку более прочной. Чёлку коня перевязывали шёлковыми нитями. Получался торчащий султанчик. Хвост в средней части завязывался толстым, плотным узлом. Лошадь подводили к участнику турнира и он без посторонней помощи садился сам в седло. Ему подавали три нагайки: одну он брал в руки, вторую вешал на переднюю луку седла, а третью зажимал в зубах за кожаную петельку-дрёму. В последнюю очередь подавали копьё. Перед началом схватки на арену верхом на коне выезжал жарчы (глашатай). Аккомпанируя себе на комузе или кыяке (национальном музыкальном инструменте), он обращался к зрителям. После этого с противоположных сторон выезжали уже подготовленные сайышисты в сопровождении секундантов, лошадей под узды выводили почётные аксакалы. Потом в такой же форме жарчы обращался к участникам поединка, напоминая правила состязания. По правилам состязаний запрещалось наносить удары в голову, в пах и живот. Можно было бить в грудь, в спину, руки, ноги и шею. Соперник считался побеждённым, если касался какой-нибудь частью тела земли. Первый же удар приводил к тяжёлым последствиям, кто-то оказывался вышибленным из седла. Чтобы избежать этого (что считалось большим позором), многие привязывали себя сыромятными ремнями за пояс и дрёму штанов к седлу. Проигравшего окружали его болельщики, а победитель, воздев руки к небесам, благодаря всевышние силы за подарок судьбы, галопом объезжал зрителей. Атмосфера соревнований доходила до апогея, шум радостной толпы победителя сливался с криками ярости и мщения проигравших. Жарчы выкрикивал имя победителя, из какого он аила, рода, имена знаменитых людей этого рода. Исполнялся гимн победителю: «Баракелде баатырым!». Судья – секундант, заправляющий призом, тут же его оглашал. Приз составлял несколько десятков лошадей, сотни голов крупного рогатого скота, дорогих подарков. Поединки иногда затягивались, происходило до 20–30 беттешъъ. После каждого из них соперники начинали с исходной позиции. Желание победить доходило до того, что, сломав копья, сломав камчы, они уже на земле продолжали в ярости вести схватку. Иногда устраивались поединки, которые носили массовый характер, правила оставались как в единоборстве. На арену схваток выезжали до 10–20 сайышистов, которые команда на команду, чаще род на род вели борьбу не на жизнь, а на смерть. Поединки на пиках регулировались народным правом – адат. В случае применения запрещённых приёмов, налагались штрафы: за удар в лицо – 60 кара мал – крупного скота – верблюд, лошадь, корова; повреждение руки – 3 кара мал; за убийство запрещённым приёмом налагался кън (вира) – плата за кровь, от 100 лошадей и больше. На эр сайыш выходили храбрые и смелые люди. Их имена остались в истории народа. Наиболее известными сайышистами были Аксакал Мамбетов из Жумгала, Эрназар Бостонкулов из Кетмен-Тёбё, Ърпёкбаш и Нурмат из Узгена, Торгой Кожомбердиев из Иссык-куля. Теке, Батырбек из Таласа. Помимо поединков мужчин, устраивались поединки женщин на пиках аялдар сайышы, которые имели более развлекательный характер но, не смотря на это, женский эр сайыш собирал много зрителей, отличался упорством и зрелищностью. Для победителей женского турнира призом являлась одна лошадь. Известно имя женщины-сайышиста – Айчърёк. Она не раз выходила на поединки и прославилась своей силой и смелостью, не только в Кетмен-Тёбё, но и далеко за её пределами. В молодости на поминках манапа Шорука, в местности Коьур-Ёгъз (Ъч-Терек), она на бой вызывала мужчин. После вхождения Кыргызстана в состав Российской империи, по просьбе русской интеллигенции эр сайыш был запрещён. По историческим сведениям эр саыйш в последний раз был проведён в 1912 году на поминках Шабдан батыра.
                Поводя итог, хотелось бы отметить, что при тщательном изучении и умелом применении, кыргызские игры и развлечения могли бы принести неоценимую пользу в оздоровлении и воспитании нашего общества и в настоящее время.
 
Список использованной литературы.
  1. Тыныбеков Актан. Кыргыз улуттук оюндары // Рукоп. ф. НАН КР. – Инв. № 134 (342).
  2. Касымбеков Мамбеталы.
  3. Рукоп. ф. Нац. АН Кырг. Респ. – Инв. № 5166, папка № 1. – С. 52. Инв. № 5167, папка № 1. – С. 82. Инв. № 5168, папка № 3. – С.19-20, С. 40-41.
  4. Манас. Киргизский героический эпос. Кн. 4. – М.: Наука, 1988.
  5. Рождественский А.П. Киргизский национальный спорт и игра. – Фрунзе: Б.и., 1928. – 35 с.      
 
[1] Тыныбеков А. Кыргыз улуттук оюндары // Рукоп. ф. НАН КР. – Инв. № 134 (342). – С. 8.
 
[2] Манас. Киргизский героический эпос. Кн. 4. – М.: Наука, 1988. – С. 62.
[3] Тыныбеков А. Указ. соч. – С. 16.
[4] Тыныбеков А. Указ. соч. – С. 16. 
[5] Эпос «Манас». Указ соч. – С. 237.
[6] Тыныбеков А. Указ. соч. – С. 10.
[7] Рукоп. ф. Нац. АН Кырг. Респ. – Инв. № 5166, папка № 1. – С. 52. Инв. № 5167, папка № 1. – С. 82. Инв. № 5168, папка № 3. – С.19-20, С. 40-41.
[8] Тыныбеков А. Кыргыз улуттук оюндары // Рукоп. ф. НАН КР. – Инв. № 134 (342). – С. 13.
[9] Рукоп. ф. Нац. АН Кырг. Респ. – Инв. № 5168, папка № 3. – С. 40-41.
 
[10] Рождественский А.П. Киргизский национальный спорт и игра. – Фрунзе: Б.и., 1928, С. 8.
 


Комментарийлер

Эч бир пикир жарыялана элек

Комментарий кошуу